Товар добавлен в корзину

Продолжить покупки Оформить заказ

Москва, ул. Хамовнический вал, 6

Ежедневно с 10:00 до 20:00

8 (800) 333-64-55

Отзывы об обучении Новости Блог Наши преподаватели

Москва, ул. Новочерёмушкинская, д.55к2 8 (800) 333-64-55

Блог 7 Сентября 2018 112 просмотров

Как выиграть Всероссийскую олимпиаду по русскому языку

обложка (7).jpg

Преподаватель русского языка «Коалиции» Екатерина Дымонт побеседовала со своей ученицей Любовью Барковой, ставшей абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2018. Какие же знания и навыки необходимы, чтобы успешно справиться со всеми заданиями?


О заданиях олимпиады по русскому языку


– Люба, расскажи, пожалуйста, про олимпиаду: какие задания тебе больше всего запомнились, какие были самые сложные, какие самые интересные?

– В олимпиаде есть 2 тура. Первый тур – обычные задания, которые нужно решить. Второй тур куда сложнее: в начале него читается лекция, в которой содержится информация о некотором лингвистическом явлении. Затем участники получают задания, связанные с прослушанной лекцией. Это может показаться простым, но на самом деле они достаточно сложные, поскольку в лекции даются только основы, а развивать многие мысли приходится уже самостоятельно. Также во втором туре могут встретиться задания, которые опираются исключительно на знания и чистое понимание логики русского языка – там приходится думать даже больше, чем на 1 туре, хотя в начале он кажется легче. 

– Чего больше требуется от участника: знаний или логики?

– В большей степени от участника требуется логика. В целом задания построены так, что теоретически их можно решить, используя только логику и те знания, которые есть у любого образованного носителя русского языка. Но на практике, конечно, это не так. Тем не менее, упор все же стоит делать на логику, на понимание, на использование знаний. Важен не большой багаж пассивных знаний, а определенный багаж активных, которые в школьную программу не входят.
1 (1).png





С чего начать подготовку к олимпиаде


– Нам действительно нужно не только знать определенный массив информации, но и уметь применять ее на практике, видеть связи между разными языковыми явлениями. Что бы ты посоветовала начинающим олимпиадникам? На что стоит обратить в первую очередь внимание человеку, который только начинает свой путь подготовки к олимпиаде по русскому языку и не знает, с чего начать?

– Начать стоит с набора материала. Понять, какие происходили процессы в древнерусском языке, чем древнерусский язык отличается от старославянского, чем профессиональная транскрипция отличается от школьной, что такое грамматическое значение морфем и многие подобные вопросы. Когда наберется достаточное количество подобного материала, то стоит переходить к практике – не стоит зацикливаться на одной теории.

Обязательно нужно решать задания прошлых лет, находить и разбирать задачи, которые составляли члены жюри, следить за разными языковыми конкурсами и пытаться решить их задания. Также важно учиться грамотно обосновывать свое решение, поскольку большинство баллов дается не столько за решение задания, сколько за его обоснование

– Хотелось бы добавить, что я бы советовала начинать подготовку к олимпиаде по русскому языку с освоения базовых лингвистических аналитических навыков. Не просто получать какую-то информацию, а сразу пытаться применить ее на практике. Потому что нам нужны в первую очередь определенные навыки – навыки анализа языкового материала. Что, по-твоему, представляет собой анализ языкового материала, аналитическое мышление? Как оно тебе помогло?  

– Мне кажется, что анализ представляет собой умение сопоставлять некоторые языковые единицы, находить закономерности и понимать, как эти закономерности реализуются в том случае, который приведен конкретно в олимпиаде. Тут вот какой важный момент: в олимпиаде практически в любом задании всегда есть что-то, что выбивается из того, как какое-то правило работает в большинстве случаев. И надо понять, в чем уникальность этого случая, почему он включен в задания олимпиады, и уже на этом строить свое решение.

– Язык – это система стройная и логичная. В любом языке есть определенные закономерности, которые работают, которые функционируют. Но, как мы уже знаем, в любом языке из каждого правила найдутся исключения. И эти исключения могут основывать на разных моментах. Чаще всего исключения из какой-то закономерности – это пережитки более древних закономерностей. Поэтому для изучения языка крайне важен одновременно современный и исторический подход, синхронный и диахронный. Важно оба подхода уметь применять и их разграничивать. Допустим, когда мы разбираем слово по составу, мы должны понимать, что морфемный анализ слова – это, с современной точки зрения, соотношение данного слова с однокоренными словами, а с исторической точки зрения – процесс, путь возникновения данного слова в языке. Для объяснения этих двух подходов мне нравится такая метафора, как рост дерева: мы можем спилить дерево и посчитать кольца на спиле – это будет синхронный срез, т.е. описание какого-то явления на определенный момент времени. Это один подход к описанию языка. А другой – это будто мы снимаем растущее дерево на камеру, а потом в ускоренном режиме воспроизводим, т.е. наблюдение за процессами, происходящими в языке с течением времени. Первый подход – синхронический, второй – диахронический. Мы должны знать, что существуют эти два подхода, должны уметь их разграничивать и применять их. В связи с этим такой вопрос: как тебе кажется, исторические аспекты на олимпиаде очень актуальны? Этимология, историческая грамматика? Каков удельный вес именно этих аспектов?

– Здесь все по-разному. Есть задания на перевод древнерусского текста, где необходимы знания истории древнерусского языка.  Но, как ни странно, именно историческая грамматика в основном не нужна, потому что большинство конструкций либо будут понятны, либо будут приведены их переводы. Но знание конструкций, которые существовали в древнерусском и существуют сейчас, все-таки необходимы. А что касается этимологии, то она очень нужна, потому что на нее всегда бывают задания. Опять же, в древнерусском тексте нужно понять значения слов, которые сейчас не употребляются, в том числе и сопоставляя их с современными словами. В остальных заданиях этимология может появляться в самых неожиданных местах.

– Это действительно так, поэтому я и подчеркивают важность диахронического аспекта. Знание развития языка во времени – крайне важный аспект олимпиады и осознания языка, как системы, а не набора отдельных правил. Даже если мы возьмем обычную школьную программу, где основное внимание уделено орфографии и пунктуации, как этимология нам может помочь в изучении орфографических правил?

– Во-первых, она может помочь объяснить исключения. Во-вторых, объяснить некоторые отклонения от общего стандарта правил. Например, почему «жи» и «ши» пишутся с буквой «и», а не иначе? Объяснение тут очень простое: раньше и «ж», и «ш» были мягкими, и здесь работает традиционный принцип орфографии: согласные отвердели, но написание осталось такое, как если бы они остались мягкими.
2 (7).jpg


Какие личные качества важны для победы



– Какие качества ты считаешь самыми необходимыми для человека, участвующего в олимпиадах и иных интеллектуальных соревнованиях?

– Мне кажется, что главное – это, пожалуй, увлеченность предметом. Потому что за месяц до олимпиады все мысли будут поглощены именно им. Необходимо будет много читать, много тренироваться. Во-вторых, есть два качества, на первый взгляд противоположных, но взаимодополняющих друг друга – это умение собраться и сконцентрироваться на предмете, а с другой – умение не думать, что вся твоя жизнь зависит от олимпиады. Важна способность не слишком расслабляться, с одной стороны, с другой – не переволноваться.

– Умение собраться и смотреть на вещи спокойно – это универсальное решение любых жизненных задач. Оно помогает охватить задачу более широким взглядом, потому что, если мы зацикливаемся на чем-то одном, нервничаем, волнуемся, мы мыслим не так эффективно, как если бы были в спокойном состоянии. Скажи, пожалуйста, что тебе в этом учебном году помогло подготовиться к Всероссийской олимпиаде по русскому языку и выиграть ее?

– Тут есть несколько аспектов. Во-первых, я бы не справилась без курсов «Коалиции», которые я посещала. На них мы разбирали задачи из олимпиад прошлых лет и различные лингвистические задачи, учились грамотно аргументировать, получали теоретические знания и просто тренировали свои навыки, учились понимать логику языковых явлений. На курсы подготовки по русскому языку «Коалиции» я ходила около года и благодаря им смогла пройти заключительный этап. Потом, мне помогло то, как готовили сборную: помог выезд в Подмосковье, помогли книги, которые мне посоветовали. Поэтому, мне кажется, что если ты идешь на олимпиаду, то информацию нужно брать из как можно большего числа источников, чтобы как можно шире все охватить и быть полностью подготовленным.  

3 (8).jpg

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте!

Подписка на рассылку «Коалиции»

Важные новости из мира образования, лайфхаки по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ, акции, скидки и конкурсы.

Все предметы
Форма успешно отправлена

Выездные школы

Интенсивное обучение и активный досуг под руководством опытных преподавателей и вожатых.