Товар добавлен в корзину

Продолжить покупки Оформить заказ

Москва, ул. Хамовнический вал, 6

Ежедневно с 10:00 до 20:00

8 (800) 333-64-55

Отзывы об обучении Блог Наши преподаватели

Москва, ул. Новочерёмушкинская, д.55к2 8 (800) 333-64-55

Блог 19 Ноября 2018 82 просмотра

Как учатся в школах США: личный опыт

Flex - программа обмена

Дарья Викулова, студентка 4-го курса факультета «Международная торговля» МИГИМО МИД России, поделилась с «Коалицией» своим опытом обучения в старшей американской школе по программе обмена FLEX. Об особенностях программы, образовательной системе США и объединениях учеников – читайте в этом увлекательном материале!




Всем привет! Меня зовут Дарья и пять лет назад мне удалось погрузиться в совершенно новую и непонятную атмосферу, прикоснуться к культуре, о которой мы, казалось бы, знаем так много, но тогда мне казалось, что ничего. В августе 2013-го началась моя маленькая жизнь длиною в год в США.

Объясню вкратце: государственный департамент проводит программу обмена для старшеклассников стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза FLEX. Теперь, однако, у российских ребят больше нет возможности бесплатно поехать учиться в Штаты, будучи еще школьниками, поэтому я решила немного приоткрыть завесу тайны и рассказать, как же все устроено в американских школах.

Образовательная система США


кавычки
Во-первых, хочу сразу предупредить: в США нет единой образовательной системы и федеральных стандартов, а у школ большие полномочия относительно разнообразия предметов, которые они предлагают своим ученикам, распорядка дня и даже продолжительности уроков, поэтому все школы разные, и я могу поделиться лишь своим опытом, который, конечно, не покрывает все разнообразие, которое можно встретить.

В моем городке (Монумент, штат Колорадо) было всего две старших школы - Palmer Ridge High School, в которой училась я, и Lewis Palmer High School. Сокращенно: PR и LP соответственно. Обе школы муниципальные, а не частные: у нас не было формы, родителям учеников они обходились значительно дешевле, и в них учатся как мальчики, так и девочки. Тем не менее, моя школа на момент моего пребывания там входила в десятку лучших школ штата, несмотря на то, что там училось всего 1200 человек. Как я отметила, школы старшие, они охватывают учеников 9-12 классов, к средним школам относятся 6-8 классы, а к младшей (начальной) ученики с первого по пятый класс. Довольно распространено домашнее обучение, причем оно может осуществляться как по отдельным предметам, так и полностью на дому. Как правило, это связано с работой родителей, которые часто переезжают, и чтобы не менять три-четыре школы в год, некоторое время дети обучаются на дому.

Как выглядела школа


Школа в Колорадо

Моя школа разделена на две части: академическое крыло и спортивно-творческое. Они оба огромные, раза в два больше моей школы в России каждое. Соединено эти два крыла длинным стеклянным мостом, за который, как мне помнится, архитекторы даже получили особую награду. Школа довольно новая, ее открыли в 2008 году и постарались сделать наиболее приближенной к природе. Так, там не было кондиционеров, проветривание шло через вентиляционную систему. Я этому была очень рада, потому что многие другие студенты по обмену сталкивались с привычной для россиян проблемой: снаружи тридцать градусов тепла, а в классе +15, потому что учителю так захотелось. У нас такого не было, стабильно +22...+25, для меня температура идеальная. Еще в моей школе очень много окон, они большие, на всю стену, с прекрасным видом на горы, которые повсюду. Кстати, может быть у вас штат Колорадо ассоциируется с одноименными жуками, однако на деле – это горнолыжная столица Америки и везде, куда бы ты ни взглянул, тебя будут окружать горы.

Автомобили для школьников


Автобус

Главная ассоциация со школой в США, которая у меня была до приезда в Колорадо, это, конечно, желтые автобусы. Они действительно есть и ими активно пользуются ученики младший и средних школ, а также те старшеклассники, которые пока не получили права, обычно это происходит в 16 лет. Для нас может показаться странным и расточительным – покупать школьникам машину, однако дело в том, что большая часть американцев не живет в больших городах, а общественного транспорта нет, и до абсолютно всего требуется добираться на машине. В таких городах, как Нью-Йорк и Сан-Франциско, наоборот, личных автомобилей стараются не держать, но это скорее исключение из общего правила.

кавычки
Для нас может показаться странным и расточительным – покупать школьникам машину, однако дело в том, что большая часть американцев не живет в больших городах, а общественного транспорта нет, и до абсолютно всего требуется добираться на машине.

Как раз в связи с тем, что очень много учеников добираются в школу на машине сами, в план учебного года обязательно вносится несколько снежных дней (snow days), когда занятия отменяют из-за погодных условий. Поначалу мне, как сибирячке, было несколько странно видеть, как из-за холода отменяют занятия, ведь дома мы ходили в школу и в -35. Потом мне объяснили, что все шины на машинах универсальные, а понятия зимней шипованной резины не существует, так что школы вынуждены отменять занятия, чтобы не спровоцировать большое количество ДТП: как-никак, погодные условия сложные, а у школьников не так много опыта вождения. Как добираться до школы мы разобрались, но до сих пор не затронули главного вопроса: как же проходит обучение в американской школе? Для начала хочу развенчать миф о том, что американские школьники могут изучать все, что им вздумается и что все-все предметы они могут выбирать сами. Это не так. Чтобы получить аттестат, нужно все четыре года изучать литературу, математику, естественные и общественные науки, а также два года брать занятия по физкультуре. Это часть ограничений, которые мне вспоминаются сейчас, но их уже достаточно для того, чтобы развенчать миф: все-таки от математики отказаться нельзя.

Выбор предметов и уровня сложности


кавычки
Для начала хочу развенчать миф о том, что американские школьники могут изучать все, что им вздумается, и что все-все предметы они могут выбирать сами. Это не так.

Другое дело, что в рамках того же английского языка есть множество подпредметов: я, например, в первом полугодии изучала творческое письмо (creative writing), этот предмет вела публикующийся автор. Там мы разбирались и пробовали себя в разных жанрах, учились рассказывать истории, вырисовывать персонажей, делать их «живыми». Это многое мне дало с точки зрения изучения языка, ведь появилась возможность абстрагироваться от академического сухого языка и наконец-то попробовать себя в творчестве. Также среди курсов литературы (на самом деле, английского, но занятия больше напоминали наши уроки литературы) были либо стандартные уроки, либо усложненные (honors), либо уровня университета (AP). В конце семестра или учебного года можно сдать AP экзамен, и многие университеты засчитывают его автоматом. Естественно, уроки более высокой сложности ценятся приемной комиссией университета значительно больше, чем обычные, поэтому те ребята, которые стремятся попасть в престижные вузы, стараются с самого начала изучать трудные предметы. Также в рамках литературного блока были занятия разной сложности по всемирной литературе.

Математика

Математика, как вы могли догадаться, тоже предлагается разных уровней сложности. Обязательно изучать алгебру (1, 2), геометрию и pre-calc (приблизительно программа нашего 10 класса). Ученики 12 класса могли также выбрать такие предметы как AP Calculus (что-то вроде введения в математический анализ) или AP Statistics, оба засчитывались в университете.

Продвинутые занятия и волонтерская деятельность


кавычки
Забавный факт: бабушка моего преподавателя в свое время работала на ФБР, ходила на тайные встречи коммунистов и передавала в спецслужбы имена их участников. Этой истории он посвятил целый урок, с газетными вырезками специально, чтобы повеселить меня. Шалость не удалась, мне было куда интереснее слушать про Войну за независимость ;)

Если вдаваться чуть глубже в вопрос предметов повышенной сложности, стоит отметить, что прежде чем «получить доступ» к более продвинутым занятиям, нужно либо получить хорошие оценки на более простых уроках по предмету, либо рекомендацию от учителя. Я, например, по правилам могла изучать только Французский 2 (вместе с десятиклассниками), однако поскольку язык я знала относительно неплохо, преподаватель направила в администрацию запрос о моем переводе в группу Французского 4 (вместе с выпускниками). На том уроке ассистентом был студент по обмену из Франции, и он здорово помогал нам с практикой устной речи, а еще иногда проверял наше домашнее задание.

AP european history

В рамках нашей программы мы должны были выполнить 30 часов волонтерской деятельности, в том числе можно было стать ассистентом учителя. Так, я помогала на профильных уроках истории Европы (AP European History), где много рассказывала и о значимых событиях в истории России и в принципе старалась дать большую перспективу на события, происходившие в Европе в то или иное время, ведь для американцев это далеко и незнакомо.

Еще мне, как студенту по обмену, обязательно нужно было изучать либо введение в право и политическое устройство США (government class), либо историю США. Выбор пал на историю: никогда раньше мне не приходилось СТОЛЬКО читать к каждому уроку. Учебники, на минуточку, весят килограмма по два: текст там мелким шрифтом, а страниц от шестисот до тысячи. И так выглядит каждый учебник. Теперь вы понимаете, для чего в американских школах кабинки? Забавный факт: бабушка моего преподавателя в свое время работала на ФБР, ходила на тайные встречи коммунистов и передавала в спецслужбы имена их участников. Этой истории он посвятил целый урок, с газетными вырезками специально, чтобы повеселить меня. Шалость не удалась, мне было куда интереснее слушать про Войну за независимость ;)

Обзор поп-музыки, фотография – что еще изучают в школе


кавычки
Самым важным предметом для меня, тем не менее, стала экономическая теория. Сначала микроэкономика, а потом и макроэкономика. Я не думаю, что если бы эти предметы оказались бесполезными или неинтересными, я бы сейчас заканчивала университет по направлению «международная торговля».

Из интересных предметов, которые мне довелось изучать, был «обзор популярной музыки» (Survey of popular music), где мы изучали историю развития поп-музыки в США. Поп-музыка – это, конечно, это весьма условно, потому что мы захватили и историю джаза и блюза, и становление рок-н-ролла, и рок-музыку, и диско. То есть по факту в основе предмета – эволюция музыки в двадцатом веке.

Оба семестра я изучала психологию. В первом семестре я взяла ее из чистого интереса, а во втором под впечатлением от первого. Мы изучали работу мозга, за что отвечают его различные отделы, как влияют на наше настроение и самочувствие гормоны, как мы воспринимаем и усваиваем информацию, культурное влияние на наше мировоззрение и многое другое, в том числе различные школы психологии и краткий обзор самых распространенных психических заболеваний. Я бы не сказала. Что эти знания нашли практическое применение в жизни, но именно в рамках этого предмета во мне пробудилась любовь к исследованиям, появилась привычка гуглить ВОТ ПРЯМ ВСЕ, о чем я не имею ни малейшего представления.

Из искусств я выбрала фотографию, причем самого начального уровня, потому что именно здесь мы учились снимать на пленку, проявлять ее, работать в темной комнате. Этот выбор был продиктован желанием попробовать то, чего ну никак нельзя попробовать в обычной российской школе, и я не осталась разочарована.

Самым важным предметом для меня, тем не менее, стала экономическая теория. Сначала микроэкономика, а потом и макроэкономика. Я не думаю, что если бы эти предметы оказались бесполезными или неинтересными, я бы сейчас заканчивала университет по направлению «международная торговля». Именно тогда я буквально влюбилась в эту науку: где еще изучать экономическую теорию, как не в стране, которая подарила миру сотни и тысячи блестящих экономистов? Помимо основ экономической теории, которые оказались даже глубже, чем аналогичный курс на первом году обучения в университете, наш преподаватель зарегистрировал нас на конкурс, в рамках которого каждой группе участников выдавалась условная сумма денег (допустим, сто тысяч долларов: естественно, гипотетических), а задачей стояло правильно инвестировать их в ценные бумаги. Этот конкурс проходил по всему штату, а приз был вполне реальным: около тысячи долларов. Кто-то из ребят в моем классе даже занял четвертое место!

Классы и объединения американских школьников


Кстати о классах. В Америке нет такого понимания, как одиннадцатый класс «А» или десятый «Б». Это обусловлено расписанием, которое ребята выстраивают под себя и поэтому на каждом уроке с тобой разные люди. С одной стороны, это хорошо, ведь подобная практика готовит к жизни, где каждый, по сути, сам по себе и распоряжается заданными ресурсами в удобном для себя ключе, но, с другой стороны, отсутствует как таковой коллектив, характерный для российских школ. Ведь за одиннадцать лет мы привыкаем к нашим одноклассникам, они становятся для нас друзьями, и восприятие мира формируется несколько иное.

Американские школы, прекрасно понимая разобщенность коллектива, достигают единения за счет довольно интересных способов. Первый, очевидный – это цвета школы и маскот, то есть символ школы. Обычно маскот представляет собой животное-талисман, но из этого правила бывает немало исключений. Цвета моей школы – синий и золотой, а талисман – бурый медведь. Прекрасно подходит сибирячке, не находите?

Спорт – это жизнь


В объединении учеников также большую роль играет спорт, его представлено невероятное количество, которое варьируется в зависимости от размера школы. У нас можно было заниматься легкой атлетикой, бегом по пересеченной местности, хоккеем: как на траве, так и на льду, бейсболом и софтболом (вариация бейсбола), волейболом, баскетболом, спортивной гимнастикой, плаванием, европейским футболом (soccer) и, конечно, американским футболом. Также отдельным спортом считаются танцы и чирлидинг. Во время домашних матчей ребята собирают целый стадион болельщиков, проводятся чемпионаты штата и страны. Также существуют разные категории команд: например, в моей школе было деление на junior varsity (более слабая команда) и varsity (сборная школы). Это сделано для того, чтобы все желающие могли попробовать себя в интересном их виде спорта и, конечно, научились работать в команде.

sport university

За этот год в моей голове многое перевернулось, я стала немного по-другому думать и совсем по-другому воспринимать мир. Я была рада поделиться с вами, пять лет спустя, кусочком маленькой жизни, в которую сейчас даже почти не верится. Если у вас есть вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь их задавать!

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте!

Подписка на рассылку «Коалиции»

Важные новости из мира образования, лайфхаки по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ, акции, скидки и конкурсы.

Все предметы
Форма успешно отправлена

Выездные школы

Интенсивное обучение и активный досуг под руководством опытных преподавателей и вожатых.