Онлайн-интенсив по олимпиадной литературе для 9-11 классов. Региональный этап ВсОШ. 1 группа

Познакомься с курсом прямо сейчас!

Готовься к победе уже сейчас! Подборка полезных материалов от олимпиадного тренера и тест для проверки знаний внутри
ЦО Коалиция

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕНСИВЫ РЭ ВсОШ? 

✔️ Интенсивная пятидневная подготовка по 4 пары в день

✔️ Опытные олимпиадные тренеры — призёры и победители олимпиад

✔️ Проверенная программа от научного руководителя направления

✔️ Написание пробного варианта РЭ ВсОШ и разбор с преподавателем

✔️ Консультация, мастер-класс и доступ к полезным материалам

✔️ Два формата занятий на выбор:  живые пары с тренером или записи прошедших занятий 

Главное о курсе

Преподаватели — олимпиадные тренеры
Преподаватели — олимпиадные тренеры
Все материалы доступны на платформе
Все материалы доступны на платформе
Обучение онлайн
Обучение онлайн
Целенаправленная подготовка к региональному этапу
Целенаправленная подготовка к региональному этапу
Интенсивный режим обучения
Интенсивный режим обучения

Преподаватели и методисты

Сомова Елена Викторовна

Сомова Елена Викторовна

  • Олимпиадный тренер
  • Председатель жюри Московской филологической олимпиады школьников
  • Литературовед
  • Доктор филологических наук, профессор МПГУ
  • Более 20 лет

    Опыт преподавания

    Кому подойдет курс

    Для опытных
    Для опытных
    Для тех, кто уже участвовал в олимпиадах, стремится углубить свои знания, повысить уровень подготовки и добиться больших результатов

    Программа курса

    Основы теории литературы. Литературоведческие термины.

    Роды литературы (эпос, лирика, драма). Вопрос о лироэпике. Соотношение родов литературы с оппозицией прозы и поэзии. Жанры эпоса (роман и его история, повесть, рассказ, новелла, очерк, фрагмент, сказка, притча), драмы (трагедия, драма, комедия, водевиль, фарс, буффонада, трагикомедия), лирики (элегия, баллада, ода, послание, эпиграмма, эпитафия, пародия и др.). Авторская эмоциональность: трагика, героика, идилличность и др.

    Основы стиховедения. Метр и смысл.

    Стиховедческие термины. Представление о стихе, строфе, строке, стопе, слоге, ударении. Системы стихосложения: силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая. Этапы их освоения в русской лирике. Стихотворные размеры: тонические, силлабо-тонические, явления пиррихия, спондея, логаэда. Методика определения стихотворного размера. Верлибр и белый стих. Что может сбивать с толку при определении стихотворного размера: пиррихии, ударные и безударные слоги в конце строки, разностопные размеры. Виды рифм. Способы рифмовки. Понятие метра. Семантический ореол метра.

    Основы анализа текста. Форма и содержание произведения.

    Формат анализа текста в рамках ВсОШ. Критерии оценивания аналитического задания. Аспектуальный и комплексный анализ текста: подходы, различия, методики выполнения. Три уровня текста по Гаспарову. Форма и содержание произведения: как соотносить формальные особенности с идейно-образным уровнем текста. Типы композиции олимпиадных работ, методы работы с художественным текстом в формате ВсОШ. Тайминг на олимпиадах по литературе.

    Памятки по анализу прозаического и поэтического текста

    Формат анализа поэтического текста в рамках ВсОШ. Аспектуальный и комплексный анализ поэтического текста: подходы, различия, методики выполнения. Основные аспекты анализа поэтического текста. Стиховедческая терминология. Тропы и фигуры в лирике. Устная практика анализа лирического текста.

    Отличие методики работы с прозаическим текстом от методики анализа поэтического текста. Основные аспекты анализа прозы. Малые жанры прозы и их характеристика. Терминология (понятия сюжета, фабулы, композиции, формы авторской субъективности, тропов и фигур, модусов художественности). Понятия времени и пространства в анализе прозаического текста. Композиционные принципы построения анализа текста в формате ВсОШ. Устная практика анализа прозаического текста.

    Русская литература 18 – первой трети 19 вв.: от классицизма к романтизму.

    Обмирщение культуры на рубеже XVII-XVIII вв. Эстетика классицизма. Своеобразие русского классицизма. Историческая основа: Великая французская революция и её влияние на сознание людей той эпохи. Переход от слова, как средства изображения, к слову, как средству выражения (на примере стихотворения В.А. Жуковского «Вечер»). Русский «психологический романтизм»: творчество В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Русский романтизм «декабристского» толка: творчество К.Ф. Рылеева.

    Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в контексте литературной ситуации первой трети 19 века.

    Биографическая канва в творчестве Пушкина. Ранние произведения Пушкина: соотношение с творчеством арзамасцев. Романтический период в творчестве Пушкина. Южные поэмы и их новаторство. Духовный кризис второй половины 1820-х гг. Создание нового пути русской лирики в 1830-е гг. Феномен поэзии действительности. Основные биографические вехи Лермонтова. Литературные влияния, испытанные поэтом. Личность Байрона и ее влияние на творчество Лермонтова. Юношеские стихотворения. Первое пребывание Лермонтова на Кавказе и тема Кавказа в его творчестве. Поэмы «Демон» и «Мцыри»: художественное своеобразие и образный ряд. Природная, любовная, философская и политическая тематики в лирике Лермонтова.

    Анализ текста.

    Устная практика анализа поэтического и прозаического текста с интертекстом из Пушкина и Лермонтова (по лекционному материалу).

    Жанры лирики.

    Вопросы о прозе и поэзии. Основные жанры лирики: определения, виды, анализ примеров (лирики (ода, баллада, элегия, послание, эпиграмма, эпитафия). Трансформация жанров лирики в истории русской литературы. Европейские образцы как источник жанров лирики. Групповая устная работа по определению жанровой природы текстов разных эпох.

    «Реальное» и «чистое» искусство: поэзия Н.А. Некрасова и А.А. Фета как два полюса русской лирики второй половины XIX века. Лекция.

    Детство Некрасова. Начало творческого пути: сборник «Мечты и звуки». Журналистская деятельность. Знакомство с Белинским и его роль в творческой биографии Некрасова. От пародий на Лермонтова к серьёзному творчеству. Параллелизм идей 1840-х и 1860-х гг. Творчество А.А. Фета и феномен «чистого искусства».

    Практика творческих заданий в формате ВсОШ. Семинар.

    Устная практика творческих заданий в формате муниципального этапа ВсОШ: сопоставление текстов, написание стихотворного отрывка, жанр эссе, рецензии, статьи. Критерии оценивания творческих заданий в формате ВсОШ. Задания творческой части муниципальных этапов прошлых лет.

    Русский классический роман второй половины XIX века: обзорное занятие с элементами тестирования.

    «Обломов», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Отцы и дети», «Что делать»: опрос по содержанию (детали, герои, сюжетные ходы) и концептуализация романов второй половины XIX века. Философия и политические воззрения их авторов, литературные взаимоотношения между ними. История публикации и восприятие текстов в критике.

    Модернизм: обзорная лекция.

    Понятие символизма и модернизма. Старшие и младшие символисты. Краткие биографии старших символистов (Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Сологуб, Брюсов). Понятие постсимволизма. Акмеизм. Вопрос о существовании явления и о составе его представителей. Хронология развития акмеизма. Манифесты акмеизма и их рецепция в литературной критике. Поэтика акмеизма. Феномен «Цеха поэтов». А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам: творчество, отличительные черты поэтики, восприятие понятия акмеизма.Понятие авангарда и его отличие от понятия модернизма.

    Тестовые задания в формате регионального этапа ВсОШ. Практика.

    Финальное тестирование по материалам курса, позволяющее оценить свой уровень и выявить траекторию дальнейшей самостоятельной подготовки.

    Формат тестирования на региональном этапе: 

    Финальное тестирование по материалам курса, позволяющее оценить свой уровень и выявить траекторию дальнейшей самостоятельной подготовки.

    Формат тестирования на региональном этапе: требования, типы заданий, вектор подготовки. Практика решения тестовых заданий.

    К чему готовим

    Покори Воробьевы горы!
    Покори Воробьевы горы!
    Олимпиада школьников по литературе для поступления в МГУ
    Высшая проба
    Высшая проба
    Олимпиада школьников по литературе для поступления в НИУ ВШЭ
    Другие перечневые олимпиады
    Другие перечневые олимпиады
    Олимпиада СпбГУ по филологии, Московская филологическая олимпиада, «Ломоносов» по литературе, Олимпиада РГГУ по литературе и др.
    Региональный этап ВсОШ
    Региональный этап ВсОШ
    Подготовься к успешному выступлению на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников

    Как проходят занятия

    Онлайн-интенсив РЭ
    Живые занятия с преподавателем в онлайн-формате

    Где будут проходить занятия

    Онлайн на собственной образовательной платформе «Коалиции»
    На платформе собрано всё для комфортной учебы: расписание, занятия и их записи, домашние задания, полезные материалы и статистика успеваемости 🖥️

    Что нужно знать

    Как проходит онлайн-интенсив?

    Занятия проходят на нашей платформе в режиме реального времени. Все вопросы можно задавать олимпиадному тренеру по ходу урока. Занятия ориентированы на закрепление знаний и отработку практических навыков решением олимпиадных заданий. В пятый день интенсива ученики пишут пробник этапа олимпиады с прокторингом, после чего преподаватель проверяет работу и разбирает задания в формате записанного вебинара. В последний день интенсива пройдут мастер-классы по олимпиадным лайфхакам и сессия вопрос-ответ с преподавателем. Записи всех занятий будут доступны в личном кабинете до конца учебного года.

    Где получать материалы и приглашения на мероприятия Коалиции?

    Выбирай удобные социальные сети, чтобы первым получать нужную информацию: сообщество VK, тг-канал и канал YouTube. Не забывай заглядывать в блог Коалиции и посещать актуальные вебинары.

    Мне не будет слишком просто или сложно на интенсиве?

    Олимпиадные тренеры адаптируют темп подготовки под уровень группы, всегда ответят на вопросы и пояснят материал. В закрытом чате интенсива задавай появившиеся вопросы после занятий – преподаватели помогут с поиском решения. А пробный вариант олимпиады поможет оценить свои шансы на победу и выработать стратегию написания этапа.

    Достаточно интенсива, чтобы выиграть этап олимпиады?

    Интенсив направлен на структурирование знаний и много практики перед этапом. Одного интенсива будет не достаточно для успешной олимпиадной подготовки по предмету. Взять максимум от интенсива получится, если уже есть опыт участия в олимпиадах или ты посещаешь курс олимпиадной подготовки. 

    Что такое формат записей в интенсивах?

    Есть 2 варианта участия в интенсиве. В полном формате интенсива будут живые занятия с преподавателем, написание пробника с проверкой и разбором, общение с одногруппниками и преподавателем в закрытом чате. Формат записей предполагает просмотр прошедших занятий без обратной связи от преподавателя, доступ к полезным материалам и запись сессии "вопрос-ответ". 

    Нужно ли усиленно готовиться перед этапом, у меня останутся силы для олимпиады?

    Перед этапом важно структурировать знания, а вот изучать много нового будет неэффективно. На интенсиве ты повторишь все нужные темы и прокачаешь навыки решения олимпиадных заданий. А мастер-классы про олимпиадные лайфхаки и soft skills помогут не потерять мотивацию и правильно распределить время.

    Пригодятся ли полученные знания для других олимпиад, школы, ОГЭ и ЕГЭ?

    Программа обучения направлена на получение знаний и навыков, выходящих за рамки школьной программы. Но для освоения необходимы уверенные школьные знания. Освоенный материал будет полезен и для участия и в перечневых олимпиадах по предмету. А также упростит успешную сдачу ОГЭ и ЕГЭ.

    Чему ты научишься

    Расширишь базовые знания по предмету и изучишь информацию, на которой не акцентируют внимание в школе
    Расширишь базовые знания по предмету и изучишь информацию, на которой не акцентируют внимание в школе
    Научишься грамотно применять литературоведческие термины и решать задания в формате олимпиад
    Научишься грамотно применять литературоведческие термины и решать задания в формате олимпиад
    Фильтрация Списком курсов
    Выбрать формат занятий
    Выбрать класс
    Выбрать цель
    ЦО Коалиция
    Курс уже начался
    от
    5 970 руб.
    • В стоимость входят консультация, пробная олимпиада, и мастер-класс по soft skills;
    • Записи занятий доступны до 31 августа;
    • Два формата: "Полный доступ" или "Записи занятий";
    • Дешевле на 13% с налоговым вычетом!